#34. ЖК-дисплей LCD 1602 и LCD 2004. Подключение к Arduino. Основы.

.#34.  ЖК-дисплей LCD 1602 и LCD 2004. Подключение к Arduino. Основы.

Символьные ЖК-дисплеи LCD 1602 и LCD 2004 достаточно часто используются в Arduino проектах, благодаря большому размеру и относительно небольшой стоимости. Кроме этого с данными дисплеями достаточно просто работать. Сегодня в Arduino уроке рассмотрим основы работы с ЖК-дисплеями LCD 1602 и LCD 2004. Подключим lcd 1602 к Ардуино. И рассмотрим пару примеров скетчей, которые позволят вывести текстовую информацию на LCD 1602 и 2004.

Описание и классификация LCD 1602 и LCD 2004.

LCD 1602 дисплей еще называют символьным. Это связано с тем, что ЖК-дисплей разбит на области точек. На каждую такую область можно вывести 1 символ. В связи с чем дисплей данного типа подразделяется по количеству строчек и символов в строке. Например, 2 строки и 16 символов в каждой строке, данное значение указывается в названии дисплея 1602. По аналогии 20 символов и 4 строки это LCD 2004. Также есть и другое разрешение дисплея 0802, но у меня, к сожалению, нет таких маленьких дисплеев и продемонстрировать их я вам не смогу. Но работа с ними ничем не отличается от старших братьев.

LCD 1602 дисплей еще называют символьным.

Также можно выделить разный тип подсветки. Существуют дисплеи: синий фон белые буквы, зелёный фон чёрные буквы, чёрный фон белые буквы и проч. Я буду использовать, с синим фоном и белыми буквами.

Для урока понадобится:

LCD 1602 и LCD 2004 подключение к Ардуино.

Существует несколько вариантов подключения LCD 1602 или LCD 2004 к Ардуино по 4-бит или 8-бит параллельному интерфейсу. При таком подключении у нас будет задействовано 6 или 10 контактов Arduino, что неприемлемо при использовании Arduino UNO, Arduino NANO и подобных отладочных плат, в которых не так и много пинов, которые можно использовать.

Схема подключения LCD 1602 к Arduino UNO.

Схема подключения LCD 1602 к Arduino UNO.

Чтобы уменьшить количество проводов для подключения LCD 1602, используется плата PCF8574, которая позволяет подключить дисплей по I2C. Что уменьшает количество проводов до 2. Сегодня в уроке будем использовать подключение LCD 1602 и LCD 2004 к Arduino по I2C.

 LCD 1602 и LCD 2004 к Arduino по I2C

Схема подключения LCD 1602 к Arduino UNO по I2C с использованием PCF8574.

LCD 2004, LCD 1602 библиотека.

Для работы с дисплеем используется библиотека LiquidCrystal. Но в связи с тем, что мы будем использовать подключение LCD 1602 и LCD 2004 к Arduino по I2C. Библиотеку использовать будем другую LiquidCrystal_I2C. Которую можно скачать с GitHub. Или внизу статьи, в разделе «Файлы для скачивания».

После того как вы скачали архив с библиотекой. Заходим в Arduino IDE, открываем вкладку «Скетч -> Подключить библиотеку -> Добавить .ZIP библиотеку…»

LCD 2004, LCD 1602 библиотека.

В открывшемся окне выбираем скаченный архив. После чего вы увидите, что библиотека успешно установлена.

установились с библиотекой LiquidCrystal_I2C

Сейчас можно посмотреть примеры, которые установились с библиотекой LiquidCrystal_I2C. Я же данные примеры немного изменю и подпишу, что означает каждая строка кода.

примеры, которые установились с библиотекой LiquidCrystal_I2C

Описание библиотеки LiquidCrystal_I2C.

Описание библиотеки LiquidCrystal_I2C.

Перед тем как начать работать с дисплеем LCD 2004, LCD 1602 давайте рассмотрим библиотеку LiquidCrystal_I2C. Ниже приведены основные функции, которые необходимы для работы с дисплеем.

print(data);          // вывести (любой тип данных)
setCursor(x, y);      // курсор на (столбец, строка)
clear();              // очистить дисплей
home();               // аналогично setCursor(0, 0)
noDisplay();          // отключить отображение
display();            // включить отображение
blink();              // мигать курсором на его текущей позиции
noBlink();            // не мигать
cursor();             // отобразить курсор
noCursor();           // скрыть курсор
scrollDisplayLeft();  // подвинуть экран влево на 1 столбец
scrollDisplayRight(); // подвинуть экран вправо на 1 столбец
backlight();          // включить подсветку
noBacklight();        // выключить подсветку
createChar(uint8_t, uint8_t[]);                     // создать символ
createChar(uint8_t location, const char *charmap);  // создать символ

Пример кода вывода текста на LCD 1602 с использованием библиотеки LiquidCrystal.

Не смотря на то, что урок ориентирован на использование подключения дисплея по I2C. Рассмотрим пример подключения дисплея LCD 1602 подключённого по 4-битной параллельной шине. Для работы с дисплеем LCD2004 нужно изменить пятую строчку кода на lcd.begin(20, 4);

#include <LiquidCrystal.h>            //  Подключаем библиотеку LiquidCrystal для работы с LCD дисплеем
LiquidCrystal lcd(2,3,4,5,6,7);       //  Объявляем объект библиотеки, указывая выводы дисплея (RS,E,D4,D5,D6,D7)
                                      //  Если используется 8 проводов шины данных, то указываем (RS,E,D0,D1,D2,D3,D4,D5,D6,D7)
void setup(){                         //
    lcd.begin(16, 2);                 //  Инициируем работу с LCD дисплеем, указывая количество (столбцов, строк)
    lcd.setCursor(0, 0);              //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка)
    lcd.print("LCD2004");             //  Выводим текст "LDC1602", начиная с установленной позиции курсора
    lcd.setCursor(0, 1);              //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 1 строка)
    lcd.print("arduino-tex.ru");     //  Выводим текст arduino-tex.ru, начиная с установленной позиции курсора
}                                     //
                                      //
void loop(){}                         //  Код внутри функции loop выполняется постоянно. Но так как мы выводим статичный текст, нам достаточно его вывести 1 раз при старте, без использования кода loop

Пример вывода текста на LCD 2004, LCD 1602 с использованием библиотеки LiquidCrystal_I2C.

#include <LiquidCrystal_I2C.h>        //  Подключаем библиотеку для работы с LCD дисплеем по шине I2C
LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,16,2);     //  Объявляем  объект библиотеки, указывая параметры дисплея (адрес I2C = 0x27, количество столбцов = 16, количество строк = 2)
                                      //  Если надпись не появилась, замените адрес 0x27 на 0x3F
void setup(){                         //
    lcd.init();                       //  Инициируем работу с LCD дисплеем
    lcd.backlight();                  //  Включаем подсветку LCD дисплея
    lcd.setCursor(0, 0);              //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка)
    lcd.print("LCD");                 //  Выводим текст "LCD", начиная с установленной позиции курсора
    lcd.setCursor(0, 1);              //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 1 строка)
    lcd.print("arduino-tex.ru");     //  Выводим текст arduino-tex.ru, начиная с установленной позиции курсора
}                                     //
                                      //
void loop(){}                         //  Код внутри функции loop выполняется постоянно. Но так как мы выводим статичный текст, нам достаточно его вывести 1 раз при старте, без использования кода loop

Пример вывода текста на LCD 2004, LCD 1602 с использованием библиотеки LiquidCrystal_I2C.


Не смотря на то, что в примере будем использовать подключение LCD 1602 по I2C и библиотеку LiquidCrystal_I2C. Код не сильно изменится. Для работы с дисплеем LCD2004 нужно изменить 3 строку на LiquidCrystal_I2C LCD (0x27,20,4);

Для работы с дисплеем LCD2004 нужно изменить 3 строку на LiquidCrystal_I2C LCD (0x27,20,4);

Выводим время прошедшее после старта на дисплей LCD1602 подключённый по шине I2C.

#include <LiquidCrystal_I2C.h>             //  Подключаем библиотеку для работы с LCD дисплеем по шине I2C
LiquidCrystal_I2C lcd(0x27,20,4);          //  Объявляем  объект библиотеки, указывая параметры дисплея (адрес I2C = 0x27, количество столбцов = 20, количество строк = 4)
                                           //
uint8_t  tim_D, tim_H, tim_M, tim_S;       //  Объявляем  переменные для хранения дней, часов, минут и секунд.
uint32_t tim;                              //  Объявляем  переменную для хранения общего количества времени прошедшего после старта.
                                           //  Если надпись не появилась, замените адрес 0x27 на 0x3F
void setup(){                              //
 lcd.init();                               //  Инициируем работу с LCD дисплеем
    lcd.backlight();                       //  Включаем подсветку LCD дисплея
    lcd.setCursor(0, 0);                   //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка)
    lcd.print("LCD");                      //  Выводим текст "LCD", начиная с установленной позиции курсора
    lcd.setCursor(0, 1);                   //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 1 строка)
    lcd.print("arduino-tex.ru");           //  Выводим текст arduino-tex.ru, начиная с установленной позиции курсора
}                                          //
                                           //
void loop(){                               //
                                           //  Получаем время прошедшее после старта: 
    tim   =  millis()   / 1000;            //  Получаем общее количество секунд (максимум 4'294'967 сек ≈ 49,7 дней).
    tim_S =  tim        % 60;              //  Получаем секунды: остаток от деления всех секунд на минуту (60 сек).
    tim   = (tim-tim_S) / 60;              //  Получаем общее количество минут.
    tim_M =  tim        % 60;              //  Получаем минуты: остаток от деления всех минут на час (60 мин).
    tim   = (tim-tim_M) / 60;              //  Получаем общее количество часов.
    tim_H =  tim        % 24;              //  Получаем часы: остаток от деления всех часов на день (24 час).
    tim_D = (tim-tim_H) / 24;              //  Получаем общее количество дней.
                                           //  Выводим время прошедшее после старта: 
    if (millis()%1000<100){                //  Условие выполняется в течении 100 первых миллисекунд каждой новой секунды.
        delay(100);  lcd.setCursor(2, 2);  //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 0 строка).
                     lcd.print("Days: ");  //  Выводим текст.
        if(tim_D<10){lcd.print( 0      );} //  Выводим 0 перед количеством дней.
                     lcd.print(tim_D   );  //  Выводим количество дней.
                     lcd.setCursor(0, 3);  //  Устанавливаем курсор в позицию (0 столбец, 1 строка)
                     lcd.print("Time: ");  //  Выводим текст.
        if(tim_H<10){lcd.print( 0      );} //  Выводим 0 перед количеством часов.
                     lcd.print(tim_H   );  //  Выводим количество часов.
                     lcd.print(':'     );  //  Выводим символ.
        if(tim_M<10){lcd.print( 0      );} //  Выводим 0 перед количеством минут.
                     lcd.print(tim_M   );  //  Выводим количество минут.
                     lcd.print(':'     );  //  Выводим символ.
        if(tim_S<10){lcd.print( 0      );} //  Выводим 0 перед количеством секунд.
                     lcd.print(tim_S   );  //  Выводим количество секунд.
    }                                      //
}                                          //

Выводим время прошедшее после старта на дисплей LCD1602 подключённый по шине I2C.

Если дисплей LCD 2004, LCD 1602 не отображает текст.

После того как вы всё сделали, подключили дисплей. Загрузили код. На дисплее могут не отображаться символы. Что может быть не так:

  • Если дисплей показывает чёрные прямоугольники или пустой экран – нужно отрегулировать яркость дисплея, это синий квадратный регулятор на задней стороне платы.
  • Если кроме чёрных прямоугольников и пустого экрана ничего не видно – меняем адрес в программе. Их всего два: 0x27 и 0x3F.
  • Если все равно не работает – проверяем подключение и повторяем сначала.

На этом урок про дисплеи LCD 2004, LCD 1602 заканчивается. В следующем уроке рассмотрим, какие символы есть в прошивке дисплея и как их вывести, а также создадим свои символы.

Появились вопросы или предложения, не стесняйся, пиши в комментарии!

Не забывайте подписываться на канал Youtube и вступайте в группы в Вконтакте и Facebook.

Всем Пока-Пока.

И до встречи в следующем уроке.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями:

Файлы для скачивания

Пример кода вывода текста на LCD  1602 с использованием библиотеки LiquidCrystal. Пример кода вывода текста на LCD 1602 с использованием библиотеки LiquidCrystal..ino2 Kb 1210 Скачать
Выводим время прошедшее после старта на дисплей LCD1602 подключённый по шине I2C. Выводим время прошедшее после старта на дисплей LCD1602 подключённый по шине I2C..ino5 Kb 1213 Скачать
Вернуться в раздел: Уроки Arduino: Подключение датчиков и модулей к Arduino Дата публикации 24 июня , 2021

Комментарии

Войдите или Зарегистрируйтесь И Вы сможете общаться на форуме и оставлять комментарии без капчи.


Cлучайные товары

Посмотреть товар в Магазине »

Мы в соц сетях

Подпишись на канал Telegram

Portal-PK (Портал ПК) © 2015 - 2024
Разработка проектов
AT Block
DWIN Box